Что нужно знать про бесплатное медицинское страхование
Сегодня об этом и многом другом поговорили на семинаре, который провел Максим Загрядский председатель секции по вопросам социального развития, здравоохранения и экологии Общественной палаты города Липецка.

Первым вопросом который был раскрыт на семинаре это - Зачем нужна страховая компания ОМС?
Страховая компания страхует вас и выдает полис ОМС – по нему вы можете лечиться бесплатно, проходить профилактические осмотры, в целом получать качественную медицинскую помощь.

Большинство граждан даже не знает название своей страховой компании, не говоря уже о доступных возможностях и услугах по программе бесплатного медицинского страхования. Причины разные, кто-то в принципе не доверяет бесплатной медицине. А кому-то просто оформили полис ОМС на работе (так это обязательно условие при официальном трудоустройстве), но человек при этом лечится в платной клинике или по платной программе страхования.
Название своей страховой компании нужно знать хотя бы для того, чтобы иметь возможность проконсультироваться по бесплатным услугам: обследованиям, анализам, лекарствам в стационаре.

Посмотреть название компании можно в своем полисе ОМС. Самое главное правило, которое надо запомнить:
В любой непонятной ситуации – звоните в вашу страховую компанию. Обращаться в страховую компанию можно не только во время лечения или после. Но и до – за консультацией. Например, вы, не знаете, бесплатна ли нужная вам услуга по полису ОМС, а врач говорит, что вы должны пройти ее на платной основе. Или не знаете, сколько по закону нужно ждать нужное исследование. Также в страховую можно (и нужно) звонить, если у вас есть подозрения в неправомерном оказании услуг – вам отказывают в приеме, скорая помощь не хочет ехать, не выписывают лекарства и так далее.
"Сегодня роль страховых медицинских организаций в защите прав и законных интересов пациентов возрастает. Поэтому обращение в вашу страховую компанию - это абсолютно правильный шаг. Причем мы призываем, чтобы пациенты это делали в процессе лечения. Это позволит не доводить проблемы до критического уровня", - отметила глава ФОМС Наталья Стадченко. Многие пациенты пока еще не разобрались, что такое страховые компании и зачем они нужны, что к ним можно обращаться за бесплатной помощью, хотя эффективность в решении проблем при обращении в страховую компанию достаточно высокая, опять подтверждая тот факт, что владение этим инструментом просто необходимо.

Одну из успешных практик в городе, реализует некоммерческая организация, а именно фонд «Особая забота», которым был запущен проект «Страховая медицина: инструкция пользователя» для жителей города Липецка. Знания, полученные пациентами с хроническими заболеваниями и имеющими инвалидность в ходе реализации проекта, позволят не допускать проблемных ситуаций и при обращении в частные медицинские центры, которые работают в системе ОМС.

Вторым вопросом, которого коснулся Максим Загрядский-это о доступности лекарственных препаратов, для лиц в них нуждающихся. Довольно-таки часто возникает вопрос у пациентов, почему , те препараты которые обязаны выдать по профзаболеванию не доступны к получению.

Выдавать льготные лекарства могут только социальные аптеки, принадлежащие государству. Все частные аптечные предприятия заниматься этим не обязаны, и бесплатных лекарств для льготников у них, естественно, нет. Узнать, куда идти за препаратом, можно в справочной больницы или поликлиники у лечащего врача, где выписали рецепт, в отделении соцзащиты, на портале госуслуг или в справочной МФЦ.

Бывают и случаи когда приходишь в аптеку, а там тебя встречает неприступный фармацевт, который не выдает нужное для покупателя лекарство. Разъяснение собравшиеся получили и на этот вопрос.

Причин, по которым фармацевт может отказать в выдаче бесплатного лекарства, немного. Среди них:
- отсутствие рецепта или окончание срока его действия;
- препарат, который спрашивает человек, — не тот, что ему выписан;
- рецепт есть, но в нём не указано, что лекарство положено по льготе.

Может случиться и так, что нужного медикамента просто нет в наличии. В этом случае можно обратиться за препаратом в другую государственную социальную аптеку. Однако она должна быть в этом же регионе.

Если лекарства нет и в другой аптеке, а брать его аналог пациент не хочет, то фармацевт обязан зарегистрировать рецепт в журнале неудовлетворённого спроса в статусе «отсроченное обслуживание», оформить и отправить поставщику запрос на получение этого средства. «Если препарат выписан лечащим врачом, доставить его в аптеку должны в течение 10 рабочих дней, если он назначен решением врачебной комиссии — в течение 15 рабочих дней», — пояснил Максим Загрядский.

Данный семинар проводился с целью обучения простых жителей города принципам и инструментам ориентирования в системе обязательного медицинского страхования в части оказанной медицинской помощи.
В результате семинара были повышены компетенции представителей НКО, которые занимаются поддержкой людей с ограниченными возможностями здоровья в отношении правовой поддержки таких людей по вопросам нарушений их прав при обращениях за медицинской помощью. Теперь представители НКО и простые обыватели города знают, как поступать в случае возникновения проблемных ситуаций в медицинских организациях. Руководители НКО и заинтересованные жители города, которые приняли участие в семинаре могут ориентировать своих подопечных и помогать им в сложных ситуациях, а представители Общественной палаты города Липецка в любой момент готовы протянуть руку помощи, по средствам подобных лекций.